Добавить в избранное
гребные винты
установка мотора
каталог рыб
рыбалка и отдых в тайланде
фотогалерея с водоемов
Главная > Устройство Роторного двигателя (flash)

 

Устройство и принцип работы Роторного двигателя

РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ  или  ДВИГАТЕЛЬ ВАНКЕЛЯ

“Неприметный с виду RX-2 обнаруживает на шоссе такой темперамент, какой можно было бы ожидать лишь от мощной спортивной машины... Даже при 5500 об/мин у двигателя достаточно избыточной мощности, чтобы послать машину вперед еще быстрее, до скорости 195 км/ч”. Так отозвались об автомобиле “мазда” RX-2 западногерманские журналисты, проводившие по заданию журнала “Хобби” испытания “маленького японского чуда”. Подобная резвость у небольшого автомобиля удивительна сама по себе. Еще больше поражает другое: “мазда” — серийный автомобиль, оснащенный роторным двигателем системы “НСУ/Ванкель”.

 Нет, пожалуй, другой технической новинки, которая вызвала бы столько споров, надежд, разочарований, сколько бескривошипный двигатель Феликса Ванкеля — патент на него инженер получил в 1929 году.

Второе рождение “ванкеля” состоялось в 1959 году, когда фирма НСУ заинтересовалась исследованиями настойчивого инженера и начала интенсивные разработки промышленных моделей. Но, хотя пресса преподносила новинку как нечто революционное, могущее перевернуть автомобилестроение в ближайшее же время, специалисты высказывались более осторожно. “О будущем “ванкеля” пока нельзя сказать многого, — заявил тогда главный конструктор НСУ В. Фреде. — Твердо установлен его принцип. Сейчас должны быть выяснены области его применения, что, конечно, потребует времени”.

Так или иначе, роторно-поршневой двигатель стоит того, чтобы им заниматься. Так полагают 23 фирмы, купившие лицензии на право производства “ванкеля”. Одни не торопятся использовать лицензию и приберегают ее на “черный день”, другие лихорадочно, косясь на конкурентов, выбрасывают на рынок промышленные модели автомобилей с двигателем нового типа. К числу предприятий, сделавших ставку на обнадеживающую новинку, принадлежит японская фирма “Тойо Когио”. Судя по всему, она не оказалась в накладе: если к концу 1970 года с конвейера сошло около 35 тыс. “мазд” с роторно-поршневым двигателем, то в начале 1971 года выпуск достиг 60 тыс. автомобилей. Ныне по дорогам мира бегают более 200 тыс. японских машин с двигателем Ванкеля.

Такой успех объясняется не только техническими и коммерческими талантами японских промышленников. Удача “Тойо Когио” крылась в самом принципе двигателя.

В “ванкеле” почти на 40% меньше деталей, чем в обычном поршневом двигателе, он на 15—20% легче.

Двигатель лучше уравновешен, в выхлопных газах содержится меньше окислов азота, а окись углерода и несгоревшие углеводороды легко нейтрализуются в несложных устройствах.

В числе недостатков “ванкеля”, которые прежде сдерживали массовое распространение роторно-поршневых двигателей, обычно называли недолговечность уплотняющих элементов и некоторую сложность смазки уплотнений: масло подавали в смеси с топливом. Именно поиску лучшей конструкции уплотнения и материала трущегося элемента ротора и посвятили многие годы сам Ванкель и заинтересованные фирмы. В результате сконструировано и запатентовано несколько уплотняющих устройств, состоящих, как правило, из собственно уплотняющего, трущегося о корпус элемента и нескольких подпирающих его в радиальном и поперечном направлениях деталей. Как правило, герметичность достигается за счет прижима уплотняющего элемента центробежной силой и подпирающего действия рабочего газа, давящего на уплотнение со стороны оси вращения ротора.

В случае уменьшения центробежной силы уплотнение прижимается к корпусу пружинами. Судя по всему, инженерам “Тойо Когио” удалось создать надежное и долговечное уплотнение. На испытаниях “мазды”, в двигателях которых применены уплотнения из материала на угольно-графитной основе, проходили по 100 тыс. км без всяких серьезных поломок. У “мазды” вполне приемлемый расход топлива, свидетельствующий об успешном решении проблемы “прожорливости” роторно-поршневого двигателя. По данным испытаний “Хобби”, он составлял в среднем 15 л на 100 км. Лишь однажды, когда машина шла на полной скорости, через карбюратор прошло на 2 л больше.

Развернув серийное производство “ванкеля”, специалисты “Тойо Когио” принесли фирме немалый доход: только в Европе “мазду” импортируют Швейцария, Австрия, Бельгия и Франция. Похоже, что на очереди и Западная Германия, упустившая возможность стать монополистом в производстве автомобилей с роторно-поршневым двигателем. Фирма НСУ, хоть и выпустила модель “RO-80”, завоевавшую в 1967 году титул “автомобиля года”, отпугнула потребителей сравнительно высокими ценами и недостаточной надежностью “ванкеля”. Занимаются роторно-поршневым двигателем и другие фирмы ФРГ — “Даймлер-Бенц”, “Порше”, располагающие уже экспериментальными образцами большой мощности. Тем не менее инициатива принадлежит японцам.

Правда, нарастающий выпуск роторных “мазд” оборачивается звонкой монетой для держателя патента — фирмы НСУ. За каждый выпущенный “ванкель” “Тойо Когио” выплачивает 14 долларов, которые, помножившись на все увеличивающуюся программу производства, оборачиваются весьма круглой суммой.

Учтя перспективы “ванкеля”, американский концерн “Дженерал моторс” приобрел лицензию без компенсации за каждый изготовленный экземпляр. Небольшие (по американским представлениям) автомобили “вега” с роторным двигателем концерн обещает поставить на рынок осенью 1974-го — весной 1975 года. Машина будет оснащена “ванкелем” мощностью 150—175 л. с. В первый год предполагается выпустить 100 тыс. штук. Концерн намерен провести научно-исследовательские и конструкторские работы по пятилетней программе, которая обойдется в 50 млн. долларов. Договор, заключенный с фирмами НСУ и “Ванкель”, составлен таким образом, что в случае успеха автомобилей с “ванкелем” после пятилетней выплаты за лицензию “Дженерал моторе” получает право производить и продавать двигатели в любой стране мира. Если серийный “ванкель” окажется блефом, концерн оставил за собой возможность аннулировать договор.

Скорее всего американцы проявили излишнюю осторожность: “ванкель” достиг зрелости и доказал свое право на существование.

  Материал взят  из журнала "Техника молодежи" 1974г. N 6

 

ПРЕДЛАГАЕМ АКТИВНЫЙ ОТДЫХ НА ПХУКЕТЕ - МОРСКАЯ РЫБАЛКА ДОСТУПНЫЕ УРОКИ ГОЛЬФУ ОТДЫХ В ЗАПОВЕДНЫХ ДЖУНГЛЯХ НА ОЗЕРЕ КАО СОК ВЕЙКБОРД КАЙТСЕРФИНГ ЙОГА ТУРЫ ВСЕ ИНСТРУКТОРЫ РУССКОЯЗЫЧНЫЕ
Copyright 2006-2008
Создание, поддержка и продвижение сайта
в Интернет агентстве Svip-www
НЕТВИНТА.RU
+7 (926) 601-15-30